«АвтоВАЗ» приобретет «ИжАвто» несмотря на кризис

Опубликовано: 22.04.2018

У «АвтоВАЗа» нет $357 млн на покупку завода «ИжАвто» у группы «Сок». Ему сейчас не хватает даже оборотных средств. Однако отказываться от сделки, к которой концерн готовился около года, «АвтоВАЗ» не намерен. Он готов пожертвовать своим дилерским холдингом «Лада-сервис» в обмен на «ИжАвто». Однако это покроет лишь половину стоимости сделки, где искать оставшуюся часть суммы, не ясно.

«АвтоВАЗ» начал изучать возможность покупки «ИжАвто» еще в начале года. Сейчас на «Ижевском автозаводе» собирают корейские автомобили Kia. Окончательное завершение сделки было намечено на октябрь, сумма была оговорена в $357 млн вместо первоначальных полумиллиона. Однако разразившийся финансовый кризис сорвал планы. У «АвтоВАЗа» не хватает сейчас даже оборотных средств, тем более нет денег для финансирования сделки. Партнер компании Renault-Nissan не уверен в необходимости такой сделки в условиях нестабильности мировой финансовой системы. Однако так просто тольяттинский автогигант сдаваться не собирается. Часть сделки он хочет оплатить акциями дочернего предприятия — дилерского холдинга «Лада-Сервис», оставшуюся часть — оплатить в рассрочку минимум на одни год. Об этом пишут сегодня «Ведомости» со ссылкой на источник.

В «Лада-сервис» сейчас входит 74 дилерских компаний (из 82), которые владеют более 100 автосалонами. Через дилеров «Лада-Сервис» продается каждый четвертый автомобиль «АвтоВАЗа» (по данным 2007 года). В прошлом году через «Лада-Сервис» было продано машин на 40 млрд руб. Эксперты оценивают его стоимость в $150-200 млн.

Для «АвтоВАЗа» дилерский холдинг — непрофильный бизнес. Для владельцев «ИжАвто», наоборот, непрофильным является производство, а продажа автомобилей — приоритетным направлением. «ИжАвто» входит в самарскую группу «СОК», которой владеет один из самых закрытых российских предпринимателей Юрий Качмазов.

У группы «Сок» есть компания Sokia, в которую входят 119 сертифицированных дилеров Kia и несколько дилерских центров, продающих другие марки. Однако в группе «Сок» относятся к предложению обмена «с большой осторожностью». Эксперты, опрошенные газетой, считают эту сделку с обменом акций «Лада-сервис» на «ИжАвто» невыгодной для группы «Сок», потому что дилерский бизнес малорентабельный. С другой стороны, сама стоимость «ИжАвто» в условиях кризиса в более чем $300 млн смотрится как минимум завышенной.

Зачем «АвтоВАЗу» дополнительные мощности

Несмотря на кризис, российский авторынок не потерял своей привлекательности, тем более для отечественного автопрома, который активно поддерживает государство. «АвтоВАЗ» и Renault еще в начале года, подписав договор купли-продажи четверти акций «АвтоВАЗа», заявили, что намерены выпускать через несколько лет более 1 млн машин, и эти планы касаются только завода в Тольятти. Общий выпуск может быть больше. Поэтому партнеры ищут новые производственные мощности. С увеличением таможенных пошлин на новые импортные иномарки, которые готово ввести правительство, местное производство в России станет наиболее выигрышным. Кроме «Ижавто», волжский автогигант присматривался ранее к калининградскому заводу «Автотор».

Наиболее вероятным считается, что на удмурдскую площадку в случае покупки «Ижавто» будет перенесено производство «классики», чтобы освободить в Тольятти место для сборки совместных моделей с Renault на базе Logan или собственных новых моделей. Впрочем, о программе развития и новом модельном ряде «АвтоВАЗ» и Renault должны объявить к концу этого года.

Ольга Самофалова