ВСМ может быть профинансирована за счёт пенсионных накоплений

Опубликовано: 06.09.2018

ОАО «Скоростные магистрали» (дочерняя компания ОАО «РЖД») предложило схему финансирования строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург, предполагающую инвестирование средств «молчунов» – граждан, оставивших свои пенсионные накопления в государственных фондах.

Доход от вложения в железнодорожную инфраструктуру предполагается больший, чем сейчас обеспечивает Внешэкономбанк.

Как рассказала на втором Международном форуме «Транспортная инфраструктура России-2011» директор подготовки к тендеру ОАО «Скоростные магистрали» Елена Шебунина, схема предполагает, что победитель тендера на строительство ВСМ создаст SPV-компанию (специальная структура, реализующая конкретный проект). Предполагается, что от 50% до 70% средств на строительство должно предоставить государство.

Поэтому компания выпускает инфраструктурные облигации, часть которых гарантируется правительством, и их выкупает Внешэкономбанк, являющийся агентом государства по управлению пенсионными накоплениями граждан. «Мы рассчитали, что доходность, которую могут приносить такие облигации, составляет 9–10% годовых, что выше той, которую сейчас в среднем могут обеспечить пенсионные фонды, – пояснила Елена Шебунина. – Расчёт абсолютно корректен, потому что базируется на тех финансовых потоках, которые будут согласованы с участниками проекта». Елена Шебунина не исключила, что эти облигации могут быть интересны и для негосударственных пенсионных фондов.

Сейчас на строительство ВСМ претендуют четыре консорциума из Германии, Франции, Китая и Южной Кореи. Стоимость проекта оценивается в 700 млрд руб., и он должен быть завершён уже в 2017 году, перед Чемпионатом мира по футболу-2018 в России. Сейчас схема финансирования проходит согласование в министерствах. А первые переговоры с претендентами начнутся уже в декабре.