Иностранные инвестиции: взгляд с другой стороны

Опубликовано: 21.03.2019

«Иностранная инвестиция — вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации». Иностранные инвестиции (ИИ) стали мечтой для всей постперестроечной России. Мечтают все: «простые» граждане, бизнес, правительство…

С гражданами понятно: до некоторого времени считалось, что работа на «совместных предприятиях» (СП) или, тем более, в иностранной фирме — это работа с хорошей зарплатой. Сейчас лучше сказать — просто с зарплатой. Отечественные фирмы часто закрываются. Для «простых» граждан работы становится все меньше и меньше, а теперь даже на СП зарплата опускается до уровня «простого» чиновника. Так что для многих регионов хорошо наличие вообще какой-то зарплаты.

С бизнесом тоже понятно: хороший способ снижения риска — его размытие, «диссипация» между партнерами. А хороший партнер — иностранный партнер. Поддержка деньгами, товаром, «добрым именем»… Иностранный партнер дает оптимальное сочетание свободы и устойчивости бизнеса.

Теперь правительство. Правительство поставило привлечение иностранных инвестиций как приоритетную задачу российской экономической политики. Считается, что иностранные инвестиции выгодны не только инвестору, но и стране, принимающей капитал, в нашем случае — России. Опять же считается, что при иностранных инвестициях оживляется экономика. А это значит, что

1) повышается платежеспособный спрос населения, что порождает подъем производства и предложения на рынке, что еще больше увеличивает оплату труда в производстве, что еще больше повышает спрос и т.д.;

2) упрощается доступ к передовым технологиям и методам управления;

3) повышается эффективность производства;

4) увеличивается занятость населения;

5) государство получает возможность оплачивать внешний долг за счет внешних инвестиций;

6) регулярно выплачиваются налоги в бюджет.

Преимущества неоспоримы и написаны в любом учебнике по данной теме. Это классическая-академическая точки зрения. Теперь посмотрим на проблему с точки зрения российской действительности.

1) иностранные инвестиции — это вложение иностранной валюты в отечественную экономику. Иностранная валюта обеспечена иностранными товарами, ведь именно для них она и выпускалась. Регулятор превращает валюту в российские рубли. Эти рубли еще не обеспечены российской продукцией. Введенные в экономику, они действительно повышают платежеспособность населения и создают спрос. Но, поскольку российских товаров нет, увеличивается импорт и в конечном итоге выигрывает зарубежный производитель. Отечественный спрос порождает подъем производства за рубежом и стимулирует импорт. Так иностранные инвестиции «вымываются» из российской экономики.

Такой же печальный случай происходит с Резервным фондом — он стабильно финансирует иностранных производителей, но это уже другая история. «Вымывание» инвестиций будет происходить до тех пор, пока они не превратятся в реальную продукцию. Поскольку у предприятия будет иностранный собственник, это будет уже не российская продукция, а иностранная, но сделанная в России и лишенная таможенных пошлин.

А теперь — внимание: если отпускная цена этой продукции будет ниже аналогичной зарубежной, то вывод инвестиций за рубеж прекратится. Но в России, пожалуй, самое дорогое производство в мире, если честно считать его себестоимость. Поэтому продукция российского производства (пусть даже она сделана на иностранном предприятии) дороже импортной. Поэтому ИИ в производство готовых изделий не делаются, если продукция не поддержана таможенными преференциями. Инвестируются, в основном, торговля, услуги.

Но если все-таки продукция, сделанная в России, каким-то образом окажется дешевле аналогичной импортной, тогда за границу уже будет выводиться прибыль иностранного предприятия. Инвестиции, а затем и прибыль в любом случае переместятся за рубеж, поближе к своим владельцам;

2) допустим маловероятное — то, чего все ждут в России от иностранных инвесторов. То есть что они профинансировали какое-то производство и применяют на нем новые технологии. Можно ли сказать, что Россия стала обладателем этих новых технологий? Скорее всего, нет. Полный цикл производства в России слишком дорог, поэтому максимально, что можно сделать на российском предприятии — просто собрать что-то из готовых комплектующих. При этом российским является только труд сборщика. Все остальное — патенты, детали и сама производственная линия (читай — «передовые технологии») являются зарубежными и к России не имеют отношения.

Если говорить о методах управления предприятием — они могут, разумеется, перениматься российскими менеджерами. Но вот статистика: в России живут одни из самых высокооплачиваемых экспатов в мире, Россия заняла 1-е место из 26 по «комфортности» их жизни, включая оплату труда, поэтому Россию они покидают неохотно. Если и происходит замена зарубежных менеджеров на отечественных, то заплачена за нее самая дорогая цена в мире;

3) эффективность производства при создании совместных предприятий, конечно, повышается, его рентабельность увеличивается. Только предприятие это уже не отечественное и прибыль от его деятельности частично будет уходить за рубеж. Конечно, и отечественный собственник (если он существует, этот отечественный) будет в большем «плюсе». Но он обеспечивает внутренний денежный оборот. Иностранный инвестор автоматически делает «брешь» в российской экономике для вывода собственной прибыли. Чем эффективнее совместное производство — тем активнее вывод денег из страны;

4) ИИ увеличивают число рабочих мест только в том случае, если речь идет о новом предприятии. Да, в этом случае люди получают работу. Но работать они начинают на иностранного инвестора. Люди, конечно, довольны — им нужно жить, а кому-то и просто выживать, и подавляющему большинству — абсолютно без разницы, на кого он работает. Но с точки зрения государства — прибыль выводится за рубеж, страна теряет свои финансы, а это не идет стране на пользу.

Если же речь идет об инвестировании уже существующего производства, то непременный способов повышения его эффективности — оптимизация затрат. Прежде всего сокращаются социальные расходы и количество рабочих мест. Вводятся новые технологии, автоматизируется ручной труд. Иными словами, занятые в производстве люди заменяются на автоматические производственные линии. И об увеличении числа рабочих мест речь уже не идет.

5) теперь о выплате внешнего госдолга привлеченными внешними инвестициями. Отдавать долг чужими деньгами — это снова быть в долгах, но уже у инвестора. ИИ в любой момент могут быть выведены из страны, особенно если речь идет о финансах. Тогда нужно будет искать новые источники финансирования. На «затыкание дыр» в бюджете чужими деньгами можно пойти только в самом крайнем случае. И это не избавляет страну от долговой зависимости;

6) государство, разумеется, заинтересовано в том, чтобы бюджет был в профиците. ИИ, разумеется, пополняют бюджет — и при увеличении импортных поставок, и при уплате налогов от деятельности предприятий. Но нельзя забывать, что предприятие с ИИ — это капитал, назначение которого — получить прибыль, изъяв деньги из российской экономики. Часть прибыли предприятие с ИИ возвращает в бюджет в виде налогов. Но другая ее часть принадлежит инвестору и выводится из страны. И это — совершенно законное действие.

Итак, резюме. Иностранные инвестиции — это капитал. Его задача стандартна — приносить прибыль. Денег в стране становится больше, уровень жизни населения повышается. С того момента, когда инвестиции окупились, инвестиции начинают выполнять свою главную функцию — перекачивать деньги в карман инвестора. Национальная валюта начинает изыматься из страны. И так будет до тех пор, пока существует такое предприятие. ИИ в российскую экономику выгодны стране только на начальном этапе инвестирования.

Есть академические примеры, когда ИИ приносят пользу и принимающей стране, и инвесторам. У всех на слуху китайский феномен. Китай примечателен тем, что там крайне низкий уровень жизни населения. Поэтому иностранные инвестиции выгодны не только инвесторам, но и китайской экономике.

Для России Китай не может служить образцом — жизнь в России стоит гораздо дороже. То есть не в каждой стране подобный феномен возможен. Более того, чтобы в стране был положительный и долговременный инвестиционный эффект и нет внутренних условий для привлечения инвестиций — их нужно создать. Или отказаться от этой затеи и рассчитывать только на собственные силы.Размышления на тему ИИ, о том, как сделать их выгодными для России может быть продолжены в ближайшем будущем.